Внешние вспышки

Во главе угла студии стоит свет. Свет может быть как постоянным, так и импульсным (оговорюсь, в данном случае речь пойдет исключительно об искусственном освещении). Каждый имеет как свои очевидные достоинства, так и не менее очевидные недостатки. Постараюсь не вдаваться в исчерпывающее, а потому лишнее для данного случая количество подробностей, опишу основные характеристики того и другого.

Постоянный.

Достоинства:
управляемость процессом. То есть вы сразу видите какой будет светотеневой рисунок на фотографии. Постоянство при съемке. На этом в общем-то достоинства постоянного света и исчерпываются и начинаются

Недостатки:
Громоздкий, жаркий, знергоемкий, пожароопасный и еще можно привести пару нелестных эпитетов, которые будут относится уже к конкретным реализациям.

Импульсный.

Достоинства:
Легкость, компактность, мобильность, постоянная цветовая температура и пр.

Недостатки:
Цена и невозможность видеть световой рисунок до съемки.

Хороший студийный свет, как правило, совмещает в себе достоинства обоих типов (в равной степени совмещая и недостатки). В процессе своей эволюции как фотографа я надеюсь придти к некому подобию хорошего студийного света (а может и к нему самому), пока же опишу то, что есть на сегодняшний день.

Синхронизатор вспышки

В качестве источников света, были выбраны две отечественные вспышки СЭФ-2 и ФИЛ-107. Подобную технику имеет смысл поискать на радиорынках или в комиссионках фототоваров. К сожалению, частные объявления по данной тематике большая редкость – видимо, люди считают, что подобные вещи никому не нужны. Так что имеет смысл поспрашивать знакомых – вдруг у кого завалялось. Выбор вспышек был неосознанный, и самой его точной формулировкой является фраза "что под руку подвернулось". К цифромыльнице их было не подключить (а если бы и можно было, делать этого не советую по финансовым соображениям), поэтому я смастерил пару светосинхронизаторов. В сети достаточно различных схем этих устройств. Отмечу только, что из-за капризов СЭФ-2 первый синхронизатор был сделан с внешним питанием, а второй таким же для совместимости.

По зрелому размышлению, я впаял синхронизаторы прямо во вспышки, оставив снаружи только фотодиоды на длинных проводах и, для удобства использования, снабдил фотодиоды "прищепками" и разъемами для отключения от вспышек.

Современные фотовспышки регулируются по мощности. Старые советские, соответственно – нет. Но и тут можно найти выход из положения – освещенность падает обратно пропорционально квадрату расстояния. Так что если надо уменьшить или увеличить освещенность, то можно просто придвинуть или отодвинуть вспышку (если размеры помещения позволяют).

Как гласит народная фотографическая поговорка: "света много не бывает". В случае, если нет возможности отодвинуть вспышку подальше, можно просто прикрыть ее листом бумаги, или частично – фольгой. Надо так же отметить, что формула с квадратом расстояния работает только для точечных источников света. То есть если вы используете зонт или софтбокс, то будет не все так однозначно.